Дети нередко «оживляют» предметы, считая их своими друзьями. Поэтому и в речи изменяют слова таким образом, как будто они одушевленные. Например: «Давай помоем моего грузовика», «Обгони этого трактора».
Взрослые же сталкиваются с более сложными проблемами.
- Как склонять слово «бактерии»? Степень их одушевленности трудно представить, поэтому используются обе формы: рассматривать бактерий / бактерии. Также две формы склонения используются применительно к словам «эмбрион», «зародыш», «личинка».
- Куклы и роботы. Обычно эти слова изменяются так, будто относятся к одушевленным: лечить кукол, одевать кукол, играть в кукол .Но вариант «играть в куклы» также имеется.
- Креветки и устрицы. Эти слова склоняются по-разному, хотя по сути – это живые организмы. Возможны варианты: «есть креветки / устрицы», «есть креветок / устриц».
- Названия планет и богов. Такие слова склоняются в зависимости от значения. Если речь идет о планете, то «изучать Юпитер», а если о боге, то «чтить Юпитера».
- Карточные и шахматные фигуры. Эти слова склоняются, как одушевленные.
- Покойник и мертвец склоняются, как одушевленные, а труп – как неодушевленное.
- Субъект и тип. Слова склоняются в зависимости от значения. Например: «вижу у подъезда подозрительных типов», но «автор вывел положительные типы».
- Лицо в значении «человек» склоняется как одушевленное: «задержать подозрительных лиц».
- Страшилище и чудовище изменяются по типу одушевленных: «испугаться чудовищ».
- Шар. Профессиональные бильярдисты склоняют это слово, как одушевленное: «Такого шара промазал!»
Определить, является ли слово одушевленным, можно по винительному падежу: если форма в винительном падеже совпадает с формой в родительном падеже, то слово одушевленное, а если совпадает с формой именительного падежа, то неодушевленное.